Лекция 7 «Два подхода в решении социальных задач на примере фруктового сада» Два, известных с древности, подхода в управлении можно рассмотреть на примере полива деревьев во фруктовом саду: «Естественный подход». При этом способе люди каждому растению выделяют место под Солнцем. ««Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам и не борется»». Естественная влага питает и достается всем растениям: и молодым, и взрослым, и пожилым. Когда растения становятся излишне старыми или больными – они погибают, освобождая место молодым. Природа сама регулирует этот процесс. «Деятельный подход». Некоторые говорят, что природа не умеет ухаживать за растениями. Они предлагают отнимать у растений естественную влагу, накапливать ее у себя и поручить им ее распределение. Они берутся решать вопросы - каким растениям можно жить, каким надо помогать, а каким пора умирать. Они говорят о том, что знают, у каких растений надо отнять, сколько отнять и каким надо помочь. Они, то помогают взрослым, то бросаются помогать пожилым, то вспоминают про молодых, забывая о предыдущих. То у них день защиты детей, то месячник по защите пенсионеров. Они бегают с ведрами по саду, называют себя добродетельными и говорят о своей великой любви к растениям. Но такая добродетель возникает, когда люди разрушают естественные механизмы защиты растений. Одной рукой они нарушают естественность и создают проблемы, другой пытаются все исправить. «Добродетель появляется только после утраты Дао… Когда устранили великое Дао, появилась гуманность и справедливость….Мудрый человек не обладает гуманностью и не нарушает естественную жизнь народа….Вот почему добродетель появляется только после утраты Дао»[1] Люди с ведрами называют себя гуманистами. Для еще большей добродетельности - они призывают еще больше отнимать, любить и защищать. Но такая защита дорого обходится растениям:
Борцы-добродетели разрабатывают знания о своей любви к народу, различные теории справедливости и гуманизма. Но «свою любовь» они всегда строят и начинают с насилия над людьми (иначе говорят они добродетельности не получится). Разные политики говорят о том, что только они умеют правильно отнимать и любить. На самом деле, лишь только тогда, когда будет организовано естественное управление, «когда будут устранены мудрствование и учёность, тогда народ будет счастливее во сто крат» [1] Вот почему надо стремиться к естественности, тогда добродетельность и гуманность не появятся. Из вышесказанного можно отметить:
[1] Лао Дзы «Дао дэ дзин» 6 в.д.н.э. |