Home Тематические НОВОСТИ Обновленная стабильность

Обновленная стабильность

22.05.2012  Массовые кадровые перемены в правительстве не означают смены экономического курса
На первый взгляд назначение двух третей новых министров в правительстве должно означать кардинальную смену экономической политики. Однако если внимательнее всмотреться в обновленный кадровый состав главного исполнительного органа государства, то можно не волноваться — принципиальных изменений не произошло.

«Я сейчас не буду долго выступать по задачам, но, тем не менее, на этой встрече хотел бы отметить или обозначить семь ключевых дел, знаковых дел, которые правительство, на мой взгляд, обязано решить в течение ближайших шести месяцев, за ближайшие полгода», — сказал Дмитрий Медведев, открывая новое заседание правительства в новом составе.

Первым приоритетом премьер назвал завершение и принятие основного набора государственных программ по ключевым направлениям социально-экономического развития. Глава правительства отметил, что не менее пяти из этих программ должны вступить в силу уже с января следующего года. Премьер также призвал обратить особое внимание на улучшение демографических показателей.

Вторым приоритетом работы кабинета министров на ближайшие полгода Медведев назвал внесение в парламент трехлетнего бюджета — на 2013, 2014 и 2015 годы. «При этом в ходе подготовки бюджета должна быть учтена новелла, новое бюджетное правило, которое будет определять предельный размер бюджетных расходов», — подчеркнул премьер. Среди приоритетов работы правительства он назвал обеспечение последовательного повышения заработной платы отдельным работникам социальной сферы до уровней, которые были установлены указами президента и другими ранее принятыми решениями, а также реализацию мер, предусмотренных «дорожными картами» национальной предпринимательской инициативы в области таможенного администрирования при получении разрешения на строительство, подключении к инженерной инфраструктуре. Необходимо в целом предпринять решительные шаги по улучшению инвестклимата, отметил премьер.

Пятым приоритетом работы кабинета Медведев назвал реформирование государственной службы. «Надо вплотную заняться реформированием государственной службы — я об этом говорил и в ходе встреч в режиме открытого правительства, и в ходе совещаний, включая проведение конкурсов на замещение руководящих должностей в федеральных органах исполнительной власти. Все политические должности в соответствии с законом о правительстве РФ заполнены, вы и есть как раз носители политической функции как члены правительства и как государственные лица, все остальные должности в нашей стране в принципе могут замещаться и на основе конкурса, конечно, не одномоментно», — сказал он.

Директор по управлению активами ИК «Трейд-портал» Николай Солабуто отмечает, что новое правительство вмещает 75% новых людей, и как они поведут себя в реальной политике, предсказать сложно. «Скорее всего, наиболее долгосрочные инвесторы на финансовых рынках возьмут тайм-аут, чтобы оценить "черных лошадок", — полагает он. — Более краткосрочные игроки скажут, что знаковое событие — это уход Игоря Сечина. Возможно, в результате этого снизится лоббирование бизнесов, связанных с Кремлем, и денежные средства пойдут на кредиты среднему бизнесу, который испытывает голодание. К слову, о голодании — ЦБ сейчас проводит политику сдерживания роста денежной массы, чтобы обуздать инфляцию, но плата за это — более медленный экономический рост. Будет ли изменена эта концепция, сказать сложно. Новый министр экономики пока себя не проявил. Как поведет себя глава Минфина Антон Силуанов, тоже сложно сказать».

По словам аналитика, еще более краткосрочные инвесторы скажут, что политику в нашей стране определяет президент, и в этом контексте понедельник никаких изменений не принес. «Они тоже будут по-своему правы, — уверен он. — Когда зарубежные инвесторы смотрят на наш рынок, они кроме сжатия денежной массы еще и предвидят необходимость пенсионной реформы, и новое правительство пока не подает никаких знаков для нерезидентов, что проблема может быть эффективно решена. Если такой сигнал будет подан, приток средств фондов может хорошо поднять котировки».

Аналитики «Инвесткафе» отмечают, что назначение Андрея Белоусова на пост главы МЭР вполне оправданно с учетом его опыта, в частности того факта, что он был заместителем министра экономического развития, а в последнее время директором департамента экономики и финансов правительства РФ. То есть это опытный человек, имеющий опыт работы в ведомстве, знающий его структуру изнутри, и это очень важный фактор — каких-либо радикальных изменений в деятельности МЭР в ближайшее время ждать не стоит.

«Некоторые назначения уже сейчас выглядят неоднозначно. Так, например, назначение Николая Федорова, который, судя по всему, не имел достаточно опыта работы в аграрном секторе и т. д., на пост главы Минсельхоза непонятно, но он может быть вполне эффективным главой ведомства, хотя сейчас это неочевидно, — отмечают в "Инвесткафе". — Для металлургической отрасли новые назначения в правительстве особого влияния не окажут. Дело в том, что основные программы развития горнодобывающей промышленности и металлургии на многие годы вперед уже приняты, естественно, они могут подлежать пересмотру, но общий курс тандема Путин—Медведев останется неизменным. В долгосрочной перспективе наиболее значимым будет эффект от вступления в ВТО».

Что касается отрасли связи, то назначение Николая Никифорова, по словам аналитиков этой компании, вселяет надежду на то, что повысятся темпы внедрения госуслуг в электронном виде, а также информатизации государственных и бюджетных учреждений. «Чиновник имеет положительный опыт работы по данным направлениям в Татарстане: регион считается одним из передовых в России по уровню проникновения ШПД, в том числе и в бюджетных учреждениях. Кроме того, сообщается, что жители республики уже могут в полном объеме получать госуслуги в электронном виде. Мы полагаем, что завершение этих проектов на федеральном уровне и станет первоочередной задачей министра», — считают они.

Поскольку Максим Соколов, назначенный на пост министра транспорта, ранее работал директором департамента промышленности и инфраструктуры правительства РФ, то он должен изнутри знать больные точки транспортной отрасли, напоминают в «Инвесткафе». Кроме того, его сопричастность к инфраструктурной составляющей позволяет надеяться на верный курс в отношении либерализации рынка, его открытости и прозрачности, что должно стимулировать приток частных инвестиций, в которых остро нуждается отрасль.

«По поводу Александра Новака и нефтегазовой отрасли: с одной стороны, опыт работы в Минфине должен пойти на пользу в вопросах взаимодействия министерств в важных вопросах налогообложения и ценообразования в отрасли. C другой стороны, не исключено, что мы увидим дальнейший рост налоговой нагрузки и ограничение рентабельности, — говорят аналитики. — Необходима последовательность в отношении управления энергетикой и уход от ручного подхода к решению насущных вопросов. Это поможет повысить инвестиционную привлекательность сектора и облегчит выполнение программы приватизаций госпакетов, а также облегчит жизнь компаниям которые вынуждены работать в условиях, когда рентабельность и инвестпрограммы находятся вне власти менеджмента по большей части и условия работы постоянно изменяются».

Ведущий эксперт «Инжиниринговой компании "2К"» Сергей Воскресенский отмечает, что ушел со своего поста курировавший ТЭК Игорь Сечин. «Ранее вес чиновника позволял успешно отстаивать интересы подведомственного ему сектора. Нефтегазовая отрасль могла рассчитывать на поддержку в правительстве. В частности, через бывшего вице-премьера были получены временные льготы по добыче в Восточной Сибири, — говорит он. — Впрочем, и обратные требования могли быть довольно жесткими. Не исключено, что именно экс-вице-премьер курировал заморозку цен на бензин в предвыборный период. Курировать ТЭК в новом правительстве будет Аркадий Дворкович. Не исключено, что, учитывая сырьевую зависимость бюджета РФ, добиваться льгот по новым проектам нефтегазовым компаниям станет сложнее».

По мнению аналитика, множество аварий на транспорте, случившихся в последнее время, требуют глобального перестроения всего сектора. «Усиление контроля за технической безопасностью на транспорте должно стать ключевым направлением работы министерства. Возможно, новый министр займется именно этим. Впрочем, реформа на транспорте требуется уже давно, однако существенных изменений в секторе не было. Не исключено, что не будет изменений и сейчас, — полагает он. — Места ушедших министров в основном заняли либо их замы, либо лица, близкие к аппарату президента. Поэтому ожидать кардинальных перемен в работе правительства вряд ли стоит».

Георгий Воронков, начальник аналитического отдела УК «БИН Финам Групп», считает, что непохоже, что правительство пополнилось людьми, готовыми радикально менять ситуацию в экономике. «Сильным политическим решением со стороны тандема было бы предоставить министерский портфель (скажем, позицию министра промышленности и торговли) одному из кандидатов в президенты Михаилу Прохорову. Это показало бы не только готовность президента и премьера к прямому диалогу с общественностью, но и дало бы дополнительную прозрачность положению дел в отрасли, — говорит он. — Приход Новака на пост главы Министерства энергетики для меня, в общем, неожиданность. Мне всегда казалось, что эта должность более подходит Михаилу Абызову (получил кресло министра по связям с открытым правительством), который ратовал за реформы в энергетике, развитие "зеленой энергетики". Возможно, появление Александра Новака призвано ужесточить контроль за капитальными и операционными расходами в энергетике, где коррупционная составляющая очень велика. О приватизации сетевого сектора, похоже, речи не идет, как, видимо, не будет и роста тарифов, учитывающих инвестиционную составляющую. Будем надеяться, что такая политика направлена на ограничение роста цен на электроэнергию для конечных потребителей, что будет способствовать развитию частного бизнеса в стране».

Неожиданным можно назвать то, что правительство было достаточно сильно обновлено, хотя ранее было озвучено сохранение преемственности, говорит ректор УЦ «Финам» Ярослав Кабаков. «Достаточно трудно сейчас оценивать каждого из новых назначенцев, поскольку по многим из них нет значительной информации, кроме кратких биографических справок. При этом обращает на себя внимание то, что в правительство не вошел ряд людей, зарекомендовавших себя достаточно неплохо и при этом имеющих репутацию людей, преданных лично Владимиру Путину, — отмечает аналитик. — В то же время отдельные перестановки можно объяснить стремлением избавиться от фигур, по отношению к которым общественное мнение настроено весьма негативно. Можно говорить также о том, что группировка силовиков существенно утратила в новом правительстве свои позиции, в то же время группа "младореформаторов" усилилась. Судя по всему, правительство будет в первую очередь командой премьера, и только во вторую — президента, хотя контроль над рядом ключевых позиций Путин оставляет за собой. В общем, ощущения весьма неоднозначные, и нет уверенности, что в данном составе кабинет продержится долго».

 

Али Алиев ЭКСПЕРТ

 

Читать также

Будущая РОССИЯ – заветная Мечта любого Землянина! ©2011—2012