О самой мощной электростанции в мире 06.06.2012 Сегодня речь пойдёт о российском проекте самой мощной электростанции в мире, на севере Охотского моря, которая может быть способна переломить энергетический баланс всей северо-восточной Азии. К сожалению, этот проект до сих пор не реализован по неизвестным причинам.
Развитие Магаданской области, а также Камчатки и Чукотки должно быть тесно увязано со строительством Пенжинского водородно-энергетического кластера. Именно об этом кластере и пойдёт речь. Пенжинская губа располагается в северо-восточной части залива Шелихова Охотского моря. Высота приливов там составляет 9 м, а в редких случаях - 13 м, что является наивысшим для всего Тихого океана показателем. При площади бассейна 20 530 кв. км это соответствует ежесуточному проходу 360−530 куб. км воды, что в 20−30 раз превышает расход воды в устье Амазонки. Безусловно, столь мощный гидропотенциал необходимо реализовать. Принцип работы приливной электростанции (ПЭС) таков: в заливе строится плотина, отделяющая часть его от океана. Во время прилива и отлива по разные стороны плотины образуется перепад уровней воды, вода устремляется через плотину в сторону нижнего уровня и приводит в движение реверсивные турбины, вращающиеся то в одну (во время прилива), то в другую (во время отлива) сторону. По прогнозам специалистов института «Гидропроект», там могут быть построены аж 2 крупные приливные электростанции (для удобства можно считать их единым комплексом). Максимальная мощность Пенжинской ПЭС в этом случае может составить до 135 ГВт, что равняется 60% (!) совокупной установленной мощности всех электростанций России на 2012 г. Это позволит организовать экономически эффективное производство водорода на Камчатке, который затем будет связан углеродсодержащим веществом с целью получения жидкого топлива, а в перспективе, по мере развития технологий водородной энергетики водород может быть использован в чистом виде. Важное значение могут иметь и неэнергетические сферы использования камчатского водорода: синтез аммиака (около половины мирового производства водорода), гидрогенизация и гидроочистка, гидрокрекинг, синтез метанола, нефтехимический синтез, различные химические производства, металлургия и др. Объём производимого на Камчатке водорода может достичь 30 млрд. куб. м в год, из которого далее можно получить 10 млн. т жидкого топлива. Это позволит обеспечить искусственным моторным топливом более 8 млн. легковых автомобилей на Дальнем Востоке России и в соседних странах. Суммарный доход от продажи экологически чистого синтетического топлива при сегодняшних мировых ценах составит не менее 10 млрд. долларов в год. Создание вокруг ПЭС водородно–энергетического кластера Камчатки способно в течение 10-15 лет превратить Камчатку в мировой центр по производству водорода и разработки новых технологий его хранения, транспортировки и использования. Это означает, что Пенжинская ПЭС может (и должна) стать центральным элементом энергосистемы всей Северо-Восточной Азии. Принципиальное значение для обоснования необходимости создания водородно-энергетического кластера в Камчатском крае имеет его высокая технологичность и принципиальная экологическая безопасность. По сравнению с обычной ГЭС приливная электростанция имеет ряд преимуществ. Помимо отсутствия необходимости создания водохранилища выработка ПЭС не зависит от водности года. Приливы и отливы, сменяя друг друга, имеют постоянную для каждого месяца энергию. Привлекательны приливные электростанции и тем, что капитальные вложения на их строительство не превышают расходов на сооружение гидроэлектростанций. При этом себестоимость строительства электростанции на 1 МВт электроэнергии, вырабатываемой ПЭС, может обойтись впятеро дешевле, чем на ТЭС. Практика эксплуатации подтвердила экологическую безопасность приливных электростанций: - плотины ПЭС биологически проницаемы: пропуск рыбы через ПЭС происходит практически беспрепятственно, основная кормовая база рыбного стада — планктон: на ПЭС гибнет 5–10 % планктона, а на ГЭС — 83–99 %; смягчение (выравнивание) климатических условий на примыкающих к бассейну ПЭС территориях; Для обеспечения функционирования кластера необходимо строительство железной дороги вдоль всего полуострова Камчатка, а также в Магаданскую область и Якутию. Возможна транспортировка угля морским транспортом до порта Петропавловска-Камчатского, а далее по железной дороге на север Камчатского края. Камчатская железная дорога и порт Петропавловска-Камчатского должна обеспечить и вывоз производимого в рамках кластера синтетического жидкого топлива (около 10 млн. т). Для решения этой задачи необходимо значительное увеличение пропускной способности порта и грузоподъемности флота. Грузооборот его с 2851,3 тыс. тонн в 1994 г. снизился до 900 тыс. тонн в 2011 г. В настоящее время перегрузочные машины терминала выработали свой ресурс, физически и морально устарели. Техническое состояние подъемно-транспортного оборудования не обеспечивает его нормальную работу на грузовых операциях из-за постоянных «отказов». Поддержание их работоспособности и надежности требует значительных материальных и физических затрат. Для обеспечения высокой производительности порта требуется обновление машинного парка, модернизация оборудования. За последние 12 лет не было сделано ничего, чтобы хоть как-то исправить эту ситуацию. И это – при наличии колоссальных нефтегазовых доходов. Существует уверенность, что по проекту ППЭС вообще ничего и не будет сделано, поскольку сегодня, конечно, легче просто распилить по 30 млрд. долларов на Олимпиаде в Сочи, или на строительстве объектов никому не нужного саммита АТЭС во Владивостоке, куда отказался приехать даже президент США – вместо того, чтобы вложить их в то, что реально нужно нашей стране.
|