Home Тематические НОВОСТИ Новая надежда

Новая надежда

25.07.2012  Потоки осуждения, презрения, отвращения льются на девушек из Pussy Riot. Очевидно, что в каждом деянии есть зерно доброе и зерно худое. Почему же наше общество, православные люди видят только худое?

Потоки осуждения, презрения, отвращения льются на девушек из Pussy Riot. Если защищают их, то исключительно с оговоркой: мол, ни в коем случае не оправдывают, а только указывают на чрезмерность уже последовавшего наказания и меры остракизма. Кощунницы, бесы, святотатицы — как только их ни называют. И ладно бы паства, это еще можно понять: в России народ горяч и безрассуден, пока не задумается или пока его не заставят это сделать. Но такие и еще более жесткие эпитеты слышим мы от представителей Святой церкви, которая должна вести нас к спасению. А ведь не в осуждении спасение — напротив.

Очевидно, что в каждом деянии есть зерно доброе и зерно худое. Почему же наше общество, православные люди видят только худое? Эти девочки — не дьяволы, в которых кроме лжи ничего нет. Значит, есть у них и своя правда. Но попытки ее найти называются, например, протоиреем Димитрием Смирновым — "оправданием кощунниц". Свою статью на эту тему он резюмирует утверждением, что все, кто защищает дев, — ни больше ни меньше как слуги дьявола.

Интересно, что говорящие в терминах "духовных величин" не пытаются оспорить уже достаточно четко озвученную группой сакральную мотивацию действия. Девушкам вольно приписывается желание прославиться, осквернить святое.

Но давайте все же послушаем "преступниц" прежде чем вынести приговор. Большей частью письма Надежды Толоконниковой из СИЗО содержат стандартные тезисы абстрактного гуманизма. Однако в письме от 31 марта обратим внимание на резюме:

"Меня интересовала проблема преемственности закона и благодати, относящихся, соответственно, к ветхой и к новой букве. На этом противопоставлении Мережковский, Бердяев, С. Булгаков строили свои учения о грядущем пришествии новой и венчающей историю вехи — эпохи свободы, которая должна наступить за провозглашенной Ветхим заветом эпохой закона и Новым — эпохой любви Христовой, праведности и веры. Кто знает, может быть, принятие прав и свобод человека в качестве приоритетов западной политики в XX веке — такое же знамение приближения эпохи свободы и творчества, как и концерт Pussy Riot. Творчество, учил Бердяев, будет структурным моментом века свободы. Любовь преобразится в свободу, и вместе с ней поменяется мир. Он уже в движении".

Сказано осторожно, но претензия на пророческий статус очевидна. По первым письмам ясно и то, что такого масштаба мысли не бродили в головах девушек при подготовке к акции. Однако не стоит спешить приписать их непомерно разросшемуся чувству собственной важности в овеянном славой изгнании. Предположим, что это плод размышлений, попытки сформулировать и донести причины возникновения спонтанно, мистически возросшего стремления к разрушению формальных подходов, к истинным, очищенным от векового налета ценностям.

Не схожи ли эти мотивы с неуправляемым, жадным и необъяснимым стандартными средствами протестом, всколыхнувшим страну в декабре? То же абстрактное требование честности, желание сбросить гнет абсолютизма с его запретами и ограничениями… И главное — выступление против фальши, фальсификации, лжи и лукавства. Мотив ли это слуг дьявола, отца лжи? Задумаемся.

Однако не мотив — главное в "деле Pussy Riot". В приведенной цитате Толоконникова фактически предполагает, что акцию допустимо рассматривать как ритуал, призванный обозначить наступление новой эры.

И действительно, по форме и по содержанию акцию вполне можно отнести к классическому архаическому магическому ритуалу, который в стенах церкви на первый взгляд выглядит кощунством.

Но что, в сущности, кощунственного в было в тексте молитвы? Кощунство — суть выражение презрения к святому, однако ничего подобного в молитве нет. Это эмоциональное, даже яростное сопротивление подмене истинных ценностей ложными, отрицание притязаний нечистоты на власть и отчаянное обращение к тому, во что лишь хочется верить. Да, это абсолютно архаический подход, но в нем нет кощунства, если только не считать  патриарха или президента святыми.

И тут мы напрямую подходим к главной проблеме — десакрализации Святой церкви, которая, к сожалению, уже произошла. И если Бога человек еще может найти, то найти веру в Церковь — видеть ее в целом и каждого ее служителя как непреходящее чудо на земле, очевидный каждому источник веры, надежды и любви, как она и была дана человечеству — невероятно трудная задача. И ведь, казалось бы, Церковь должна ухватиться за это новое, рвущееся наружу стремление человека к истине и направить его ко благу, помочь избежать ошибок, пестовать как долгожданное дитя, а не глушить, как происходит сейчас.

Неисповедимы пути Господни. Но задумаемся: не потому ли испытания становятся все сложнее от века к веку, что и мы становимся более способными? Для тех же Pussy Riot очевидно, что от Адама, через Ноя, Моисея и Христа мы движимы по пути к истине, через эру закона и любви — к концу, который и есть начало. Преодолеваем свой изъян, зерно которого есть в каждом, и его имя — уязвимость ко лжи. Перед тем, как ошибиться, мы или не хотим обмануться, или, напротив, желаем этого. В том и трудность веры: она наталкивается на первое препятствие — недоверие, и превращается в отрицание, или притягивается вторым и обращается в фанатизм или прелесть. Имей мы веру хоть с горчичное зерно — двигали бы горы, поскольку иметь ее — значит преодолеть изъян в своей природе.

Но сейчас у нас есть дар — невесть откуда свалившееся как манна небесная стремление к истине. Пусть начинающаяся через простое неприятие лжи и фальши, но это звезда, которая может стать для человека ориентиром. И, может быть, действительно наступает эра свободы, потому что мы прозреваем, и нам больше не нужен жесткий диктат законов, которые могут служить лишь ориентирами. Не нужны и даже вредны авторитеты. Нам нужно только слушать это новое в своем сердце, не обманывать ни себя, ни других, бороться за истину, не позволять себе обманываться, но верить, идти на этот огонек, ориентироваться на него в себе и искать в других. И неважно, назовем мы его Христом или истиной. Если будем жить по душе — может быть, случится чудо. А если бросим, позволим этой волшебной тропке зарасти бурьяном, — не это ли будет настоящим кощунством?

Федор Туча

 

Росбалт

 

Читать также

Комментарии  

 
0 #1 defaultvika_frolova 18.08.2012 14:09
Всё катися к чертям… Правду говорил Макаревич, «Грань допустимого давно перейдена». В стране творится полный беспредел!! Я конечно знала, что за нами следят и всё о нас правительство знает, но только скажите зачем это делать публичным? Вот тут http://russian-search.tk , абсолютно всё о каждом из нас, от а до я, вся информация изложена в одном месте и разложена по полочкам четко, понятно, доступно, бери - не хочу
 
Будущая РОССИЯ – заветная Мечта любого Землянина! ©2011—2012