Home Тематические НОВОСТИ В единстве наша сила

В единстве наша сила

06.11.2012  Немало пережила Россия, прежде чем эти слова стали основополагающими в ее истории

О смутном времени

В 1584 году на российский престол вступил Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного. Во время его непродолжительного царствования (1584-1598) был убит в Угличе малолетний царевич Дмитрий, его родной брат. После смерти бездетного царя его жена царица Ирина Федоровна отреклась от престола. По решению духовенства, бояр и представителей граждан Москвы российским царем стал в феврале 1598 года боярин Б. Ф. Годунов. Голод 1600-1603 годов вследствие неурожая принес много бед и горя русскому народу.

Только закончилась эта беда, как на Русь пришло новое несчастье. Некто Григорий Отрепьев, выдав себя за якобы спасшегося царевича Дмитрия, в 1604 году при поддержке Литвы и Польши вступил с войском на землю Русскую. Молва о самозванце быстро разнеслась по всей России, и многие из народа поверили, что царевич Дмитрий спасся. 13 апреля 1605 года скончался Б. Ф. Годунов, и Москва присягнула в верности его сыну Федору. Примеру ее последовали многие города России. Но Москва, а с ней и другие города, признали Григория Отрепьева сыном Ивана Грозного и присягнули новому царю. При этом московские жители вторглись во дворец Годуновых, убили Федора Годунова и его мать.

Лжедмитрий торжественно прибыл в Москву и, став царем Московским, вступил в брак с Мариною Мнишек, дочерью польского воеводы, установив во дворце польские обычаи и порядки и отвергнув православную веру. Народ в течение года терпел бесчинства Григория и его окружения, но терпению пришел конец и 17 мая 1606 года Лжедмитрий был убит.

Новым царем выкликнули князя Василия Ивановича Шуйского, который был венчан на царство 1 июня 1606 года. Однако спокойствия в стране не наступило. Возникли упорные слухи о новом самозванце. Таковой действительно появился в Польше, Лжедмитрий II, и стал претендовать на русский престол. Он расположился в 12 верстах от Москвы в Тушине. Как писали современники тех событий, «бояре были в растерянности, народ и войско колебались».

Весной 1610 года польский король Сигизмунд III отрядил гетманов Жолкевского и Сапегу с войсками к Москве, которую те и окружили. Гетманы тайно послали московским боярам письмо, в котором написали, что они пришли с намерением остановить напрасное кровопролитие. И предложили боярам вместо Шуйского избрать русским царем сына Сигизмунда III Владислава, который, по их словам, охотно примет и православную веру. В это же время Лжедмитрий II был убит в Калуге.

Большая часть бояр и москвичей поколебались в преданности царю Шуйскому, и в июле 1610 года он был низложен, насильно пострижен в монахи и отправлен в Чудов монастырь. Москвичи пустили в столицу войско гетмана Жолкевского.

Россия сосредотачивается

К лету 1611 года политическая ситуация стала критической. Вся юго-западная часть России находилась во власти поляков. Астрахань вообще была готова отделиться от России. Около Пскова злодействовали шайки Лисовского.

Наиболее стойко и последовательно в это Смутное для России время держались лишь Троице-Сергиева лавра под руководством архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына, да Нижний Новгород, где действовали воеводы Репнин и Алябьев. И был еще жив непримиримый к врагам патриарх Гермоген, заключенный поляками в темницу Чудова монастыря. С июля 1611 года Дионисий и Авраамий начали рассылать грамоты в разные города, чтобы разбудить ненависть в сердцах граждан России к иноземным захватчикам. 25 августа 1611 года в Нижнем Новгороде была получена грамота и от патриарха Гермогена, призывающая нижегородцев стоять за святое дело. Алябьев переслал копию грамоты в Казань, казанцы в Пермь. Слова святителя подняли в народе дух сопротивления иноземцам и не случайно, что первыми во весь голос об этом заговорили в Нижнем Новгороде. Земский староста Козьма Минин стал поднимать народ на борьбу с чужеземными захватчиками, призывая каждого отдать часть своего имущества для снаряжения ратников. Предстояло выбрать военачальника будущего ополчения и нижегородцы остановились на кандидатуре князя Д. М. Пожарского.

Ополчение выступило из Нижнего в конце февраля - начале марта 1612 года. Его путь пролегал вдоль правого берега Волги через Балахну, Тимонькино, Сицкое, Катунки, Пучеж, Юрьевец, Решму, Кинешму, Плес, Кострому и Ярославль.

Преодоление смуты

14 августа 1612 года ополчение было у стен Троице-Сергиевой лавры, а 20 августа подошло к Москве. 24 августа состоялось ожесточенное сражение ополченцев с поляками и войсками гетмана Ходкевича, пришедшего по приказу польского короля Сигизмунда III на помощь завоевателям. Два месяца продолжалась еще борьба ополченцев с засевшими в Москве поляками. Наконец, 22 октября (4 ноября по новому стилю) захватчиков выгнали из Китай-города, а 25 октября поляки окончательно сдались, покинув Кремль. На Красной площади у Лобного места был отслужен благодарственный молебен архимандритом Троице-Сергиевой лавры Дионисием, и российское ополчение во главе с князем Пожарским и Козьмой Мининым с крестами и хоругвями вступило в Кремль.

Память

Благодарные россияне никогда не забывали этой знаменательной даты - 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года и весьма широко праздновали день освобождения Москвы и России от литовско-польского владычества. По указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, в честь этого великого события был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси.

Особенно большое значение эта дата получила в год ее 200-летия - в 1812 году, когда русские войска победили французов и изгнали Наполеона из Москвы и России. Еще до войны с французами в России был объявлен сбор средств на возведение памятника в честь совершенного всенародного подвига в 1612 году, и 20 февраля 1818 года в Москве на Красной площади в торжественной обстановке был открыт памятник героям Смутного времени - Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Рубежи истории - Рубежи России

(из выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Всемирном Русском Народном Соборе 1 октября 2012):

«В этом году Россия отмечает три знаменательных юбилея. Это, во-первых, 400 лет изгнания интервентов и окончания Смуты - события, к которому отныне приурочено празднование Дня народного единства.

Во-вторых, ровно два столетия назад было разгромлено нашествие дванадесяти языков во главе с Наполеоном Бонапартом. И наконец в грядущем ноябре исполняется 70 лет наступления под Сталинградом, которое стало поворотным событием в Великой Отечественной войне и в целом во Второй мировой войне. Все три вызова, брошенных нам в 1612-м, 1812-м и в 1942 годах, имели не только общие черты, но и свои характерные особенности.

Во времена Смуты, 400 лет назад, мы имели дело с вызовом религиозного характера, когда главной целью нанесенного по Руси удара была сама вера. Сохранить духовное первородство православия и веру отцов, или дать ассимилировать Русскую православную церковь? Именно так стоял вопрос в 1612 году. Очевидно, что если бы тогда не устояла Россия, то прочие православные народы, находившиеся под османским гнетом, также потеряли бы надежду сохранить свою религиозную идентичность. По существу, Минин и Пожарский не просто освобождали Москву от интервентов - они защищали судьбу Вселенского Православия.

В годину наполеоновского нашествия на первое место выдвинулась проблема защиты русской культуры, культурной идентичности. Не случайно именно после победы над Наполеоном и освобождения от наложенных в XVIII веке на нашу элиту духовных оков произошел бурный расцвет русской культуры, русской философской мысли, наступил золотой век Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Хомякова, Киреевского. Творцам русской культуры была необходима эта победа, чтобы отойти от подражания образцам Парижа и Версаля и обрести веру в силу собственного народа.

Наконец, самым страшным испытанием для России стало гитлеровское нашествие. Под угрозой оказалось само физическое существование нашего народа. Но было бы абсолютно неверно представлять Великую Отечественную войну как исключительно войну за выживание. На ее полях решался принципиальный вопрос человеческого бытия, вопрос о справедливости: равны ли люди Земли в своем достоинстве, или же они делятся на высшие и низшие расы? Глубоко символично, что обнародованный руководством нашей страны призыв на борьбу с гитлеровскими захватчиками начинался словами «Братья и сестры!» и был адресован всем соотечественникам, независимо от их национального происхождения, вероисповедания и политических взглядов.

Это был призыв к общенациональной солидарности, это было обретение понимания ее значения как одной из базисных ценностей, без которых общество обречено на распад и уничтожение».

 

ГОЛОС РОССИИ

 

Читать также

Будущая РОССИЯ – заветная Мечта любого Землянина! ©2011—2012