Home Тематические НОВОСТИ Китайская дилемма поколения Путина

Китайская дилемма поколения Путина

28.11.2012 Путин направил сигналы своему поколению управленцев, призвав их удерживать основные рычаги власти в стране еще как минимум в течение пяти лет.

Президент России Владимир Путин демонстрирует готовность сохранить в руках своих доверенных лиц пенсионного возра­ста управление государством до конца этого десятилетия. Однако для того, чтобы не возникло нового конфликта поколений, необходимо срочно прорабатывать механизмы преемственности и передачи власти.

Прикремлевский исследовательский институт ИСЭПИ рекомендует руководству страны провести досрочные выборы губернаторов в 30 регионах. Последнее позволило бы группе губернаторов, в том числе Сергею Собянину, оставаться главами субъектов до 2018 года, то есть выйти на выборы одновременно с главой государства. Синхронно Госдума приняла в первом чтении президентский законопроект, повышающий предельный возраст госслужащих до 70 лет. В законопроекте речь идет только о тех чиновниках, которые относятся к так называемой высшей группе должностей, — министрах, руководителях федеральных агентств и т.д.

Эти сигналы призваны успокоить старшее поколение государственных управленцев на фоне регулярной критики отдельных членов правительства. Ранее, особенно в период подготовки и проведения избирательной кампании, ближайшее окружение главы государ­ства было обеспокоено своей судьбой. Путин постепенно продлевал сроки службы высших топ-менеджеров госкомпаний, однако ничего не обещал государственным чиновникам и региональным лидерам.

Важнейшей особенностью трех указанных групп — глав госкомпаний, глав регионов и системообразующих чиновников — является их возраст, который в большинстве случаев превышает 50 лет, и даже 60. Эти люди принадлежат к поколению Путина, в отличие от основного состава российского кабинета министров, который моложе.

Путин направил сигналы своему поколению управленцев, призвав их удерживать основные рычаги власти в стране еще как минимум в течение пяти лет. Наоборот, правительству, основной состав которого моложе на целое поколение, прочат отставку. Именно так теперь стараются интерпретировать и отставку Анатолия Сердюкова, увязав ее с неэффективностью Дмитрия Медведева в его бытность президентом. Против Сердюкова объединились высокопоставленные лоббисты ВПК, включая силовиков поколения Путина, Сергея Иванова и Сергея Чемезова.

В связи с этим некоторые эксперты заговорили о возвращении к кадровому застою, который привел к саморазрушению СССР. Однако следует вспомнить, почему в конце 1960-х годов руководство страны отказалось от передачи власти следующему поколению и сохраняло ее вплоть до собственной физиче­ской смерти. На самом деле руководство СССР осознавало необходимость передачи власти и управляемой эволюции режима, она стояла в повестке дня многочисленных заседаний Политбюро. В правящих кругах было решено развернуть режим в сторону социал-демократии, а позже — рыночной демократии. Однако если узкий круг высшего правящего слоя СССР сознательно подошел к переменам, то ни основной костяк управленческого аппарата, ни масса населения к ответственности за перемены готовы не были. Эволюционной смене руководства страны помешал конфликт идеологий, наложившийся на конфликт поколений.

В конце 1990-х годов Борис Ельцин учел негативный опыт смены поколений в руководстве СССР, поэтому, покидая по состоянию здоровья Кремль, он оставил рычаги контроля и обеспечения преемственности. Сам он смог практически полностью отойти от дел (во многом из-за состояния здоровья), а «присматривать» за новым главой государства были оставлены председатель правительства и руководитель администрации президента.

И теперь пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на протяжении почти недели говорил про проблемы со здоровьем у Путина. Возможно, это признак того, что глава государства начал изучать варианты собственной операции «преемник».

Для Путина наиболее подходящим примером транзита власти является китайская модель. В соответствии с ней уходящий руководитель еще год-два после передачи политического поста сохраняет главную «стабилизирующую» должность — председателя Центрального военного совета. России пора задуматься над созданием такой же позиции, на которой человек не занят оперативным управлением, но сохраняет реальные рычаги обеспечения устойчивости власти и поддержания равновесия интересов групп влияния.

В противном случае в 2016—2017 годах руководство страны встанет перед дилеммой еще одного продления полномочий действующего «болеющего» руководителя. И тогда неминуемо столкнется с обостренным конфликтом поколений во всех сегментах власти.

Виктор Аверков

 

РБК daily

 

Читать также

Будущая РОССИЯ – заветная Мечта любого Землянина! ©2011—2012