Home ИНТЕРЕСНО !!! России нужна Великая национально-государственная идея
Индекс материала
России нужна Великая национально-государственная идея
История России — это история ее национальной идеи
Сегодня Россия больна. Ее недуг — бездуховность.
Новая социальная идея
Все страницы

России нужна Великая национально-государственная идея

04.02.2012   Мысль, вынесенная в название статьи, может вызвать у читателя вопрос: разве реформируемая ныне Россия не имеет национальной идеи, достойной своей истории и судьбы?

Имеет, ибо "ничто не живет, что не было бы каким-нибудь образом идеей " (1) единством понятия (души) и его наличного бытия (тела), не существующих друг без друга в пространстве и во времени. И даже нечто больное и умирающее, поскольку в нем еще сохраняется жизнь, все же является идеей, хотя уже и не вполне соответствующей своему понятию.

Идея нации есть не то,
что она сама думает о себе во времени,
но то, что Бог думает о ней в вечности.
В.С.Соловьев

Так что сам факт существования современной России говорит о том, что она не только имеет идею, но и сама является каким-то образом идеей. Вопрос только в том, какая это идея? Если, по словам Гегеля, все, что есть истинного, великого и божественного в жизни, становится таковым через идею, то это потому, что сама идея является истинной, великой и божественной.

Каково же качество души и тела социальной идеи сегодняшней России? Адекватно ли душа народа отражает Небесный архетип национальной идеи — мысль Бога о России и является ли эта мысль духовным смыслом национального самосознания и государственной политики, жизни личности, семьи, общества и государства? Вобрала ли в себя господствующая сегодня идея исторический опыт жизни Отечества? Национальна ли она по содержанию и форме, представляет ли собой национально-государственную идею и выражает ли великое назначение России в эволюции человечества? На эти и другие вопросы нам и предстоит ответить в этой статье и последующих публикациях.

I

Логическая структура национальной идеи не сводится ни к своему сверхземному началу — божественному замыслу, ни к его отражению в человеческом сознании — общественному идеалу, ни к его исторически конкретному, земному воплощению — государству, а представляет собой взаимообусловленное единство всех указанных моментов своего понятия, систему динамического синтеза ее сверхчеловеческой и человеческой, идеальной и реальной природы.

Рассмотрим идею нации в свете русской религиозно-философской мысли. "Национальность, — говорит С.Н. Булгаков, — не есть только факт и в этом смысле историческая случайность, пузырь на море бытия, но и умная сущность, умопостигаемое начало, которому поэтому соответствует особый его носитель в ангельском мире" (2).

Божественная идея нации — это не абстрактно-родовое понятие, отвлеченное от своего конкретного содержания, видового отличия. "В своей идее, — продолжает С.Н. Булгаков, — род существует и как единое, и как полнота всех своих индивидов, в их неповторяющихся особенностях, причем это единство существует не только in abstracto, но и in concreto... Еcли бы можно было изнутри взглянуть на семью, на род, нацию, человечество, то все это представлялось бы как единое, многоликое, многоочитое существо " (3).

В своей пространственно-временной форме божественная идея нации также конкретна. Еe живой носитель — государствообразующий народ есть одновременно национальный духовно-культурный род и вид, исторически определенная национальность по отношению к другим национальностям, образующим многонациональный единый народ — исторически конкретную нацию. В этом смысле русская идея есть идея России.

Мысль Бога о нации — это кристалл божественного духа, на огненных скрижалях которого начертан ее духовно-национальный код (ДНК). Содержащий в себе судьбу, особенности духа и жизни народа, он есть сущность субстанции национальной идеи, специфицированная своеобразием мысли Бога и определенным качеством Его энергий.

Божественная идея нации — это альфа и омега национальной жизни, путеводная звезда, указывающая народу истинное направление его эволюции. Ее воплощение в общественный идеал, в духовную и материальную жизнь народа есть процесс становления божественно-космически-социальной архитектоники национальной идеи. Уровень развития народа, воспроизводство и сохранение им своего национального характера, духовного смысла и национального образа жизни прямо пропорционален степени воплощения мысли Бога и исторического опыта нации в социальную действительность, организованную в государство.

Божественная идея нации, как сверхчувственный корень и духовный закон своеобразной жизни, эволюционная заданность особого назначения народа в космически-планетарном организме человечества, не воплощается в свою пространственно-временную форму автоматически, так как нация есть существо духовное, а потому и моральное. "А коренное условие морального существа лежит в том, — говорит В.С.Соловьев, — что особая функция, которую оно призвано выполнять во вселенской жизни, идея, которою определяется его существование в мысли Бога, никогда не выступает в качестве материальной необходимости, но только в форме морального обязательства. Мысль Бога, являющаяся безусловным роком для вещей, для существа морального только долг... Моральное существо никогда не может освободиться от власти божественной идеи, являющейся смыслом его бытия, но от него самого зависит носить ее в сердце своем и в судьбах своих как благословение или как проклятие " (4).

Идея нации трансцендентна и имманентна духу народа. Она бессознательно и сознательно присутствует в нем, есть его безначальное начало и конец, уходящий в бесконечность. "Но осуществление этого первообраза в мире, становящемся во времени, не является односторонним действием Божества: оно совершается при деятельном участии твари, призванной к свободному сотрудничеству, к свободному содействию воле Божией " (5). История народа — это самооткровение идеи нации, принимающей определенные формы социальных идей. Последние, воплотившись в национальные социумы и мировые цивилизации, лишь частично, в той или иной мере, адекватно или искаженно, отражают свой сверхисторический архетип.

Дух народа, содержащий в себе божественный образ нации, и государство — это национальная идея в ее свернутом, сверхчувственном состоянии и развернутом, пространственно-временном проявлении. Вот почему национальная идея, как то, что было, есть и будет, не выдумывается народом, а лишь в меру его исторического развития открывается и доводится до самосознания духом национального гения.

Необходимость осознания идеи нации и превращение этого знания в практически действующее национальное самосознание — государственную политику и национальное государство как историческую форму реального существования национальной идеи заключается в том, что "нация есть воля к бытию, которая может стать и безволием (что и произошло в наше "демократическое" время. — В.М.)... Нация воспринимается не только как данность или факт, но как творческая задача и долг " (6). Расширенное воспроизводство практически действующего национального самосознания есть абсолютный долг народа перед Богом, человечеством, нацией и окружающей средой.

Без исполнения этого долга, следовательно, без такого национализма не произойдет надлежащего воплощения на Земле божественного замысла и нация не осуществит в исторической полноте свою специфическую, уникальную функцию в составе социального организма человечества, а человек вне национально-государственного, своеобразного способа жизни не разовьет определенные ему судьбой способности и качества своего духа. В результате направление эволюции человека, нации и человечества исказится и процесс замедлится, что не отразится на самой божественной идее. "Призвание, — писал В.С.Соловьев, — или та особая идея, которую мысль Бога полагает для каждого морального существа — индивида или нации — и которая открывается сознанию этого существа как его верховный долг, — эта идея, проявляется как закон жизни, когда долг выполнен, и как закон смерти, когда это не имело места " (7).

Без исполнения этого долга, следовательно, без такого национализма народ утрачивает сознательную связь с Логосом нации. Содержащийся в духе народа аналог ДНК мутирует. Нация денационализируется. Ее государственная форма перестает быть самобытной и превращается в опасного для жизни социального урода, духовного идиота, не ведающего своего национально-исторического родства. Вместе с утратой национального характера, религиозно-нравственным и материально-организационным разложением государства деградирует и окружающая его природная среда. Наступает земная смерть нации. И наоборот, нация начинает возрождаться, государство процветать, когда национальная идея становится духовной основой и сознательно-волевым способом его развития.

В чем же заключается духовный смысл и своеобразие идеи России, ее национальное и всемирно-историческое значение? Прежде всего в выполнении своей специфической функции в социальном теле человечества, "органическая функция, которая возложена на ту или другую нацию в этой вселенской жизни, — вот ее истинная национальная идея, предвечно установленная в плане Бога " (8). Для Хомякова и Самарина, для Ив. Киреевского "Россия, — писал Г.В. Флоровский, — была дорога и священна не только по силе кровной связи с Родиной, но еще более как историческое дело православия... И Запад "отталкивал" их вовсе не своим гниением, не своею дряхлостью... (Они видели ее причину во лжи и недостаточности начал его жизни, в подмене и подделке идеалов — идолами... Вся историческая значительность и своеобразие русской духовной жизни определяется именно восточно-православным ее происхождением и преемством. Как "живая наследница Восточного православия" Россия и есть особый мир... Не на славянской, а на православной особенности лежит центр тяжести " (9).

Какова духовно-душевная особенность живых носителей национальной идеи Россия? Специфическое качество духа народа обусловлено особенностью духовных энергий, исходящих от божественной матрицы национальной идеи. "Русский народ, — писал И.А. Ильин, — прежде всего — народ чувства, и главный его творческий акт — акт сердца. К тому же это народ-созерцатель, главный его творческий акт — созерцание сердцем и поиски прекрасного. Это... первичные силы его духа. Это, конечно, не означает, что он не обладает силой мысли и силой воли. Но последние развиваются в лоне первичных сил и обретают свою ценность — в плане онто-и филогенеза — гораздо позже " (10). Характер русского народа всесторонне рассмотрен Н.О. Лосским.

Животворящей душой русской (российской) национальной идеи является "Святая Русь" — это то же самое, что "святая суть русского", "святой оплот", иначе — "святая entelexeia " (11). Эта аристотелевская энтелехия есть "живая сущность того, что есть сейчас, здесь, и того, что было тогда, в прошлом, и что будет и далее, в будущем, что работало, работает и будет работать в вещи, в человеке или в народе. Это не только отдаленный идеал-образец, далекая цель, развернутое совершенство будущего, но и внутренняя сила, которая всегда была и находила свое выражение и сейчас является движущим и определяющим мотивом, в будущем должна стать руководящей и остаться таковой навсегда " (12) .

Богочеловеческой основой национальной идеи России является религия — радуга духовного света, связующая Небесный и земной полюсы нации. Если мы обратимся к религиозному источнику русской идеи, говорит И.А. Ильин, "то мы увидим, что это есть идея православного христианства. Россия восприняла свое национальное задание тысячу лет тому назад от христианства: осуществить свою национальную земную культуру, проникнутую христианским духом любви и созерцания, свободы и предметности. Этой идее будет верна и грядущая Россия " (13).

 



 

Комментарии  

 
-1 #2 RE: России нужна Великая национально-государственная идеяbsn 21.04.2014 02:08
Мы уже создали новую правильную идеологию для России. Узнайте больше о новой идеологии на http://mirbudushego.ru
 
 
+1 #1 RE: России нужна Великая национально-государственная идеяГость 05.03.2014 00:25
О создании новой идеи (идеологии) можно прочитать здесь: http://www.blagorussia.ru/ideologia
 
Будущая РОССИЯ – заветная Мечта любого Землянина! ©2011—2012