Home ИНТЕРЕСНО !!! Кризис морали. Пройдена ли точка невозврата? - Страница 2
Индекс материала
Кризис морали. Пройдена ли точка невозврата?
Спасет ли нас церковь? Страна восторжествовавшего эгоизма. Куда мы пойдем дальше?
Все страницы

 
Спасет ли нас церковь?

Моральный кризис в России носит многоплановый и острый характер. Цинизм, отчаяние и, как следствие, рост числа самоубийств, по которым Россия стоит на одном из первых мест в мире, стали следствием разрушения моральных основ общества.
В то же время создавшийся вакуум в их сознании привел многих людей в лоно церкви. По сохранившим свою актуальность данным социологического обследования, опубликованного в книге «Реальная Россия», в начале ХХI века 61,9% населения страны исповедовало православие, 6,7% – ислам и лишь 15,1% объявили себя атеистами.

Но насколько прочны связи верующих с христианскими церквями, мусульманскими мечетями и иными религиозными заведениями? 45,9% опрошенных заявили, что они никогда не посещают религиозных служб, а 21% сказали, что ходят на такие службы раз в год или реже. Еженедельно (то есть так, как подобает верующим) ходили в церковь лишь 2,9% населения. Правда, авторы исследования считали, что число «воцерковлённых» больше и утверждали, что таковых целых 6 процентов.

Не менее сомнительна фактическая принадлежность к той или иной церкви тех, кто считает себя «верующими». Хотя 85,9% объявили себя таковыми, подавляющая часть населения (а стало быть, и самозваных верующих) не признает основные религиозные догматы, без чего их нельзя считать принадлежащими к церкви. Так, лишь 16,4% сказали, что они верят в существование ада и рая. 15,9% верили в жизнь после смерти.

И только 19,4% населения страны верит в существование греха. Это означает, что 80% населения отрицает само понятие греховности. Это означает, что приток верующих в церкви и мечети не привел к тому, что эти религиозные центры стали моральным оплотом для миллионов людей.

Заменила ли церковная мораль советскую мораль? Я не сомневаюсь в том, что существует немало искренне верующих людей, ищущих духовную опору в церкви и религии в наше нелегкое время. Есть и те, кто является примером соблюдения традиционных христианских добродетелей. Но еще несколько лет назад будущий патриарх, а в ту пору митрополит Кирилл сокрушался по поводу так называемого обрядоверия, когда в церковь приходят не ради морального очищения и самосовершенствования, а для выполнения определенных обрядов, с помощью которых они надеются решить свои личные проблемы. Иные прихожане сводят пребывание в церкви к тому, что ставят свечки перед иконами и произносят молитвы, чтобы добиться исполнения того или иного желания. Один священник рассказал, что к нему порой обращались с просьбой сказать молитву, с помощью которой можно было бы обойти налоги.

Непонимание принципов самосовершенствования и понятия греха приводит к тому, что покаяние превращается в формальную процедуру. Другой священник жаловался на то, что исповеди сплошь и рядом сводятся к упоминанию о майонезе, который был съеден в постные дни.
Неспособность подняться над суетным приводит к тому, что паства ряда церквей, особенно в больших городах, превратилась в собрания клакеров, грызущихся друг с другом из-за «своих» батюшек.

Но что у нас за священники?

Да, есть такие, что могут помочь ближним духовно. С одним подобным, отцом Варнавой, я познакомился во время прохождения моим внуком воинской службы. Отец Варнава не только руководит монастырем, но «окормляет» находящуюся рядом часть инженерных войск. Организатор хора, участники которого весело поют про «смуглянку-молдаванку», создатель стенгазет и коротких видеофильмов о ходе боевой подготовки, отец Варнава успевает подкормить призывников овощами и фруктами, узнать про их беды, ободрить их, дать мудрые житейские советы.

Но скольких священников, не имевших ни религиозной подготовки, ни духовного призвания для служения людям, занесла на амвон бурная волна «возрождения церкви»! Немало среди них тех, кто так и застыл на уровне того вульгарного понимания христианства, с которым они пришли в церковь 20 лет назад. Вот в столичной церкви бывший подводник с четкостью бывалого военнослужащего сообщает прихожанам, среди которых есть и малые дети, распорядок, который следует по часам соблюдать для ведения интимной жизни. Вот бывший санитар скорой помощи постоянно объявляет о «чудесах», случившихся в церкви. Он на полном серьезе оповестил о «чуде»: церковный сторож проснулся, когда вор стал снимать икону со стены. Этот же батюшка на Крещение приказывал раздавать верующим ржавую воду, хотя химический анализ свидетельствовал о ее непригодности для питья.

Священники, которые должны являть собой образцы смирения и самоотречения, особенно в наши трудные времена, открыто бравируют своими богатыми материальными приобретениями. Сколько появилось в столице батюшек с «мерседесами»! Немало и таких, кто без труда купил дом в загородной местности. У некоторых же есть дорогая недвижимость за границей. При этом высшие иерархи высмеивают тех, кто критикует этих священников-богатеев.

Многие из священников погрязли во внутренних склоках и интригах, в которые вовлекается паства. Но зато они единодушны в антисоветской пропаганде. Они уверяют, что гитлеровское нашествие было наказанием нашему народу за атеизм, а жертвы советских людей в годы Великой Отечественной войны – «искупление кровью» за разрушение храмов. Сколько было сказано в священнических проповедях о разрушении московского храма Христа Спасителя!

Но храм восстановили. Теперь по нескольку раз в год мы наблюдаем службы в этом храме в присутствии высших чинов государства. И вот после десятилетий «возрождения церкви» произошло вопиющее осквернение храма группой непристойных хулиганок. А ведь когда-то в «Бесах» Достоевский сокрушался по поводу кощунства, совершенного по отношению к одной иконе!

В советское время, которое я помню с предвоенных лет, подобное представить было невозможно. Эксцессы воинствующего атеизма – следствие мелкобуржуазного революционаризма и влияния французской буржуазной революции – уже были в прошлом. В 1938 году советские люди смеялись вместе с писателем Михаилом Зощенко над «товарищем Лебедевым», который «будучи настроен против религии и имея, так сказать, критический взгляд на все церковное... все время задирал батюшку своими колкими замечаниями» во время обряда крещения. Я помню, как попало от пионервожатой моим друзьям по пионерскому лагерю, когда те стали издеваться над мальчиком, у которого был крестик на шее.

Осквернение чужих храмов не свойственно нашему народу. Поэтому такое возмущение вызвали на долгие годы французы, превратившие русские церкви в конюшни. Поэтому атеистическое советское правительство клеймило нацистских варваров, уничтожавших Ново-Иерусалимский храм и другие церкви. Тем, кто сохранил верность советским ценностям, дико поведение «цивилизованных» датчан, которые рисуют карикатуры на мусульманского пророка Мухаммеда, и отвратительно поведение американцев, которым так нравится сжигать «Коран».

Осквернение того, что считается священным для миллионов людей, развернулось в нашей стране по мере того, как в нее стали внедряться западные ценности и стандарты поведения. Разрушения памятников Ленину и другим советским руководителям творили люди, глубоко чуждые ценностям нашего народа. Они же призывают вынести тело Ленина из Мавзолея и уничтожить некрополь у Кремлевской стены. Надругательство над тем, что было дорого советским людям, породило и святотатство в храме Христа Спасителя.

То, что хулиганство стало предметом острых дискуссий, в ходе которых некоторые верующие, а также лица духовного звания поспешили призвать к «толерантности» по отношению к омерзительным хулиганкам, также свидетельствует о моральном кризисе общества. Вспоминается сцена из фильма «Выборгская сторона». Идет суд над теми, кто громил винные склады. Ссылаясь на апокрифическую фразу князя Владимира: веселие на Руси есть пити, ловкий адвокат почти добился оправдания преступников. Но тут встает рабочий, который сурово спрашивает: «Бандиты они или не бандиты?» Но ныне считается, что такая постановка вопроса – дань тоталитарной эпохи и поэтому преступницы окружены массовым восхищением.

Святотатство в главном храме страны и реакция на него – еще одно свидетельство того, что церковь не стала надежным оплотом против морального разложения общества.
 
Страна восторжествовавшего эгоизма хомо антисоветикус

Несмотря на обещания, высказанные чуть ли не 20 лет назад о скором создании «национальной идеи», несмотря на появление множества пухлых книг о «русском проекте» и «русской доктрине», искомой идеи не появилось. Ее эрзацем стал антисоветизм. Одной ее стороной является постоянное промывание мозгов антисоветской пропагандой. Другой стороной является ориентация на ценности, которые полярно отличаются от советских. Идеалом стал антисоветский человек, представляющий собой полярную противоположность человека советского.

Когда-то в советском радио- и телеэфире постоянно звучали слова песни: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Не осуждая эту песню, одна моя знакомая пожилая женщина придерживалась иного принципа. Всякий раз когда она давала тому или иному знакомому хорошую характеристику, она венчала ее словами: «Хороший человек... Доброжелательный... Ко мне хорошо относится». Очевидно, что этот принцип ныне широко принят. Так во время предвыборной агитации показывали собрания упитанных и отлично одетых людей, которые призывали голосовать за Путина, потому что при нем им лично стало удобно жить. При этом авторы репортажей отмечали чистоту помыслов и объективность суждений этих эгоцентриков.

Ныне принцип «своя рубашка ближе к телу» восторжествовал в нашей стране, хотя дежурные фразы о патриотизме нередко звучат из уст политических и государственных деятелей. Приоритет личного над общественным прочно внедряется в сознание людей рекламой и масс-культурой. В романах Александры Марининой, провозглашенной «писательницей десятилетия», культ потребительства неотделим от ненависти к советскому. Использовав для заглавия своих трех книг слегка измененный афоризм английского писателя XVIII века Бенджамина Джонсона («Ад вымощен добрыми намерениями»), Маринина написала целую трилогию, в которой доказывается, что добрые намерения не могут не привести к порочным результатам. Добродетельной, но несчастной женщине противостоят успешные, пробивные предприниматели, которые не руководствуются «добрыми намерениями», а лишь холодным, нередко корыстным расчетом.

Благодаря многоплановой и целеустремленной работе в стране возник «хомо антисоветикус», который вместо верности общественному долгу, самоотверженности, превосходства общественного над личным ставит во главу угла личные, корыстные цели, достижение их любой ценой, презрение к обществу, его настоящему и прошлому. Так Россия становится страной восторжествовавшего эгоизма.…

Этой зимой на лыжной трассе, проходящей через Бутовский лес, появились объявления: «Внимание! Эти участки леса украдены чиновниками Московской области...» Утверждалось, что для захвата участков были использованы поддельные свидетельства. Надписи были сделаны на металлических листах. А вскоре поперек лыжни появилась решетчатая изгородь, установленная ворюгами.

Она недолго просуществовала. Лыжники опрокинули ее. Какое-то время строительство на захваченных участках приостановилось. Но вскоре кто-то переставил доски со словами протеста в сторону, а затем поперек лыжни и вокруг огромного участка леса был сооружен высоченный железный забор, снести который лыжники своими руками не смогли. Нахалы не стали тратить время на споры: «Васька слушает да ест».

Самое страшное, что точно так же, как вор во времена нэпа не вызывал осуждения, а лишь одобрение, на такое же отношение может ныне рассчитывать агрессивный захватчик или рейдер. Именно этим можно объяснить успех Прохорова на выборах. Казалось бы, в ходе политических дебатов он ни разу не сумел объяснить, как он завладел несметным богатством. Он не смог опровергнуть обвинений в вывозе стратегически важного для страны кобальта за рубеж. Он не только признался в том, что выбросил на улицу многих сотрудников своих предприятий, но объявил, что это нормальное явление. Он допустил, что законы приватизации не были честными, но он, дескать, не мог не «подобрать» то, что якобы «валялось». Во время дебатов он демонстрировал хамское неуважение к старшим по возрасту оппонентам. Видимо, все, что выходило за пределы его ограниченного опыта, вызывало у него презрение. Один из участников дебатов сообщил, что, по словам Прохорова, приезжая в незнакомый город, он никогда не пойдет в музей этого города.

Но почему же немало людей, особенно в Москве, проголосовало за Прохорова? Почему уже 80 тысяч человек объявили о своем намерении вступить в его будущую партию? Возможно, что помимо нелепого восхищения нахалом они руководствуются шкурной и глупой мыслью: а может быть, этот тип, который так здорово сумел облапошить «красных директоров», став одним из богатейших людей страны, нам тоже что-то подкинет. Ведь политический взлет Прохорова совпал с реанимацией Мавроди. Миллионы отдают свои сбережения этому прохиндею, зная, что их надежды на обогащение обеспечивается тем, что кто-то окажется в дураках.
 
Куда мы пойдем дальше?

На песке моральной опустошенности нельзя построить прочного общественного здания. Поэтому политический кризис нынешнего руководства страны может увенчаться утратой им власти. Но это не означает, что страна пойдет верным путем. На смену нынешним правителям ступает «железная пята» олигархов. Прохорову уже обещано место в правительстве.

Также очевидно, что после президентских выборов страна сделала еще один шаг в направлении морального распада. Последствия этого могут быть катастрофичными. Опыт других стран показывает, что моральная опустошенность и деградация нравственного начала ведут к национальной катастрофе. В аморальности Клайда Грифитса Теодор Драйзер увидел «Американскую трагедию», о которой он написал роман за четыре года до Великой депрессии. А ведь эта экономическая катастрофа, охватившая вскоре весь капиталистический мир, стала возможной благодаря спекуляции и погоне за наживой, которая охватила миллионы американцев в 20-х годах.

В своем романе «Воспитание чувств» Гюстав Флобер увидел в созданной им картине упадка морали французского общества предвестник поражения Франции в ходе Франко-прусской войны. Он даже утверждал, что если бы его роман был готов раньше, Франция не проиграла бы войну. Прямую связь между эгоистической моралью и отречением от родины показал Ф.М. Достоевский в «смердяковщине». Бравые слова о патриотизме победителей на президентских выборах не должны вводить в заблуждение. Разложение Франции накануне Франко-прусской войны приняло слишком глубокий характер, несмотря на громкую патриотическую браваду.

Неужели распад морали в нашей стране приобрел необратимый процесс? Все же выборы в Государственную думу и на пост президента показали, что этому процессу противостоят другие силы, готовые положить конец воровскому беспределу, диктатуре жулья, нечестным выборам, моральному разложению. Очевидно, что по сравнению с выборами прошлых лет в начале этого века число людей, обеспокоенных состоянием общества, возросло, а тенденция к их консолидации усилилась. При этом все больше людей увидели в Коммунистической партии Российской Федерации и ее кандидате Геннадии Зюганове альтернативу буржуазному беспределу. Из них многие после 1991 года ни разу не поддерживали коммунистов на выборах. Это доказывает, что у партии есть мощные резервы для развития успехов в грядущей борьбе.
Нет сомнения в том, что упорная работа по возрождению моральных основ нашего народа будет способствовать дальнейшему росту и консолидации тех сил, которые могут остановить продолжившиеся после президентских выборов моральный распад и движение страны к гибели.

 

Юрий ЕМЕЛЬЯНОВ,  "Советская Россия"



 

Читать также

Комментарии  

 
-2 #1 Со Владимир Александрович.1949г.21 апреля.Владимир Со Александрович 01.04.2012 04:38
Оппозиция приняла позицию 1917г."Взять и
Разделить"Поняв прокол своих идей-права
граждан ущемлять,положив кровавый след на
права народа.Закричала -эта Рать,выборы не
принимать.Выборы 2012г. показали,как от их
устали.РУССКУЮ ТРОЙКУ РАСТАЩИТЬ и НА МЕСТО
ИШАКА ЗАПОЛУЧИТЬ-ТАК ИМ СТРАНОЙ руководить
а не пара ли пыл унять,что они хотят ???
 
Будущая РОССИЯ – заветная Мечта любого Землянина! ©2011—2012