Home ИНТЕРЕСНО !!! Владимир Путин: Строительство справедливости. Социальная политика для России - Страница 2
Индекс материала
Владимир Путин: Строительство справедливости. Социальная политика для России
Социальное измерение экономики
Пенсии и социальная помощь
Образование и культура
Сохранение человека. Жилье.
Среда обитания. Сбережение России.
Все страницы

 

Социальное измерение экономики

Люди разного призвания – предприниматели, рабочие, специалисты, «бюджетники» должны иметь поле для реализации своего потенциала, поле для профессионального и социального роста.

Первое. Инженер, агроном, экономист, дизайнер – каждый из профессионалов должен получить возможность не просто работать по специальности, а строить профессиональную карьеру. А значит – постоянно повышать свою квалификацию, обучаться новым прикладным технологиям. При этом надо сделать квалификацию каждого видимой, различимой для работодателей.

Мы еще в 2006 году договаривались с объединениями предпринимателей, что они возьмут на себя создание системы профессиональных квалификаций. К сожалению, результаты очень скромные. За 5 лет утверждено всего 69 стандартов. Мягко говоря – это капля в море. По всей видимости, мы переоценили степень интереса крупных корпораций к национальной системе квалификаций, открытой для малого и среднего бизнеса. Значит, надо решать это как общенациональную задачу, подключить все ресурсы государства.

Предлагаю, чтобы Правительство до конца 2012 года совместно с предпринимательскими и профессиональными ассоциациями, с ведущими университетами страны приняло Национальный план развития профессиональных стандартов и создания открытой базы данных членов профессиональных ассоциаций.

Второе. В любой стране учителя и врачи, ученые и работники культуры – это не только костяк «креативного класса». Это те, кто придает устойчивость развитию общества, служит опорой общественной морали.

Безусловно, мы будем повышать эффективность работы наших систем образования и здравоохранения. Устранять ситуации, когда мы по инерции финансируем учреждения, которые работают откровенно плохо. Но ведь такая работа велась начиная с 90-х годов: проводились организационно-экономические реформы, менялись системы управления, вводились механизмы внешней оценки.

Пока это не привело к заметному для народа улучшению качества образования и здравоохранения. По всей видимости, потому, что из рассмотрения регулярно выпадало самое важное – мотивация людей, которые работают в этих отраслях.

Считаю, речь о любых реформах в здравоохранении и образовании может идти только в том случае, когда эти реформы обеспечивают достойную оплату труда профессионалов-бюджетников. Врач, учитель, профессор на своей основной работе должны получать достаточно, чтобы не искать заработков на стороне. Не выполним это условие – все усилия по изменению организационно-экономических механизмов, по обновлению материальной базы этих секторов уйдут в песок.

Эффективно управлять качеством медицинской помощи, образовательных программ, научных исследований можно только опираясь на авторитет профессиональной среды. Восстановление профессиональной морали, самоуправление и самоочищение профессиональных коллективов – это то, на что вправе рассчитывать общество, пересматривая свои отношения с медицинским, учительским, научным сообществом.

Оплату бюджетников надо соотносить с конкретными условиями регионального рынка труда. Ведь человек сравнивает свою заработную плату не с абстрактными величинами, которые можно найти в статистическом справочнике, а с тем, что зарабатывают его соседи и знакомые, что может заработать он сам, перейдя из бюджетной сферы в бизнес.

При этом механическое повышение зарплаты всем и каждому неэффективно. Необходимо гораздо полнее учитывать в зарплате квалификацию и профессиональные достижения работника. Это значит, что рост базового уровня оплаты должен сочетаться с еще более быстрым увеличением фонда стимулирующих надбавок и доплат.

Мы сделали первый шаг в формировании эффективного контракта с учителями – а это миллион человек. Начиная с этого года субъекты Федерации при поддержке федерального бюджета должны обеспечить среднюю зарплату учителей не ниже средней по экономике региона.

Начиная с 1 сентября этого года, будет повышена оплата труда преподавателей государственных вузов — до размера средней зарплаты по региону. В течение же 2013-2018 гг. средняя зарплата профессоров и преподавателей вузов будет постепенно увеличена еще в два раза и доведена до 200 процентов от средней по экономике.

При этом повышенная зарплата должна сразу устанавливаться тем, кто имеет научные результаты и пользуется уважением студентов и выпускников. С каждым годом доля таких лучших профессионалов будет расти. Выделяя достойных, конкурентоспособных преподавателей, мы обеспечим необходимое обновление кадров высшей школы.

Ресурсы для реализации этой задачи обеспечит государство — через регулярное увеличение нормативного финансирования программ высшего образования. А конкретную ответственность за ее выполнение будут нести ректоры вузов – мы включим соответствующие показатели в их контракты.
Аналогично, за несколько лет будет постепенно повышена до эффективного уровня заработная плата преподавателей колледжей и профессиональных лицеев, мастеров производственного обучения, других педагогов, врачей, среднего медицинского персонала, научных сотрудников РАН и государственных научных центров, работников учреждений культуры.

При этом для врачей и научных сотрудников целевой ориентир к 2018 году такой же, как для преподавателей высшей школы – 200 процентов от средней зарплаты по региону.

Реализация этой задачи потребует значительных ресурсов – в совокупности до полутора процентов ВВП в год. Важно использовать серьезные внутренние резервы отраслей – в частности, реорганизовать неэффективные организации и программы. Такая реорганизация должна дать не меньше трети от необходимых средств.

В конечном счете, заработная плата должна платиться не за факт принадлежности к определенному учреждению, а за реальный вклад в науку, образование, здравоохранение, культуру, в оказание обществу и гражданам конкретных услуг. Для руководителей вузов, медицинских и научных учреждений, финансируемых из бюджета, надо ввести по аналогии с ранее принятыми решениями по государственным корпорациям обязательность декларирования доходов.

Третье. Не менее значимая проблема – квалификация и социальное самочувствие рабочих – тех, кто является становым хребтом любой экономики.

Давно миновало время, когда рабочие могли иметь низкий уровень жизни, низкий уровень образования. Сегодняшний рабочий – это ответственный исполнитель сложных и меняющихся технических регламентов. В условиях, когда конкурентоспособные предприятия постоянно обновляют технологии, когда товары низкого качества быстро вытесняются с рынка – квалификация рабочего, его кругозор, его профессиональная гордость, его способность постоянно обучаться стали решающим фактором конкурентоспособности.

Между тем некоторые владельцы и менеджеры предприятий продолжают вести себя так, будто на дворе начало прошлого века. Как будто можно утвердиться на рынке за счет экономии на работниках. С 2004 по 2010 гг. в экономике произошло существенное увеличение доли работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам – на 17 процентов. Удельный вес таких рабочих мест вырос с 21 процента до 29 процентов.

Надо вместе с профсоюзами изучить возможность законодательно расширить участие рабочих в управлении предприятиями. Такое участие практикуется – например, в Германии в форме так называемых производственных советов. В компетенцию таких советов у нас могла бы входить ежедневная организация труда коллектива – от графиков рабочего времени до составления социального плана в случае закрытия каких-то производств, повышение квалификации работников.

Рынок труда квалифицированных рабочих нуждается в серьезных переменах. Необходимо построить внутри рабочих профессий социальные лифты. В России надо воссоздать рабочую аристократию. К 2020 году она должна составить не меньше трети квалифицированных работников – около десяти миллионов человек (с семьями – 25 миллионов).

Квалифицированные рабочие должны быть включены в национальную систему профессиональных квалификаций, оценка их профессионального уровня и получение новых квалификаций не должна замыкаться внутри отдельных предприятий, как это фактически сложилось в настоящее время. Это увеличит возможности рабочих на рынке труда, повысит их мобильность и в конечном счете – их заработки.

Четвертое. Мы совершенно недостаточно заботимся о возможностях, которые рынок труда предоставляет тем нашим гражданам, кто обладает не меньшими, чем другие, талантом и желанием работать и зарабатывать, но кому сложно «вписаться» в стандартные трудовые отношения. Это, прежде всего, люди с ограниченными возможностями здоровья (колясочники, слабовидящие, слабослышащие и ряд других категорий).

Мы в последние годы приняли целый ряд решений о налоговых стимулах для работодателей, использующих труд людей с ограниченными возможностями здоровья. Правительству вместе с заинтересованными общественными организациями до конца 2012 года надо оценить, насколько действенными оказались эти меры – и при необходимости предпринять дополнительные шаги в этой области.

В ближайшие годы надо создать систему, которая помогала бы каждому инвалиду, способному и желающему обучаться и работать – найти свою образовательную и профессиональную траекторию жизненного роста. От специализированной образовательной программы – до адаптированного к его специальным потребностям рабочего места.

Пятое. Предприниматели в нашем обществе все еще не чувствуют себя уверенно. В немалой степени это наследие 1990-х годов. Тогда предпринимательство, с одной стороны, зачастую было сопряжено буквально с риском для жизни, который создавали безнаказанные бандитские группировки, а с другой – нередко сводилось к дележу государственного имущества. Отсюда недоверие многих граждан к предпринимателям и недоверие многих предпринимателей к обществу и государству.

Многие наши граждане все еще нередко считают всякую крупную собственность несправедливо приобретенной и воспринимают крупных предпринимателей скорее как светских персонажей, чем как творцов, чья деятельность служит двигателем развития страны. (Отчасти поводы к этому дают и некоторые предприниматели.)

Нужна история не просто успеха – но справедливого успеха с точки зрения окружающих. Успеха, доставшегося тяжелым трудом, умением рисковать, готовностью брать на себя ответственность за других.

В российском бизнесе уже есть массовый слой людей, которые настроены на перемены, которые хотят жить по-новому. Это хозяева малого и среднего бизнеса, это менеджеры, те, кто сегодня находится на втором-третьем этажах управления. Эти люди хорошо осознают неэффективность сложившейся модели бизнеса.

Шанс для молодой бизнес-элиты в наступившем десятилетии – это управление частными корпорациями нового типа – которые соберут на российском фондовом рынке деньги десятков и сотен тысяч таких же, как они, граждан. Эти корпорации публичные, они уже не имеют персонального хозяина – и тем самым устойчивы к коррупции, к связкам с чиновничьими интересами.

* * *

На фоне общего повышения уровня доходов слишком медленно сокращается разрыв между наиболее и наименее обеспеченными группами населения. В нашей стране дифференциация доходов соответствует США и существенно выше, чем в Западной Европе. Определенная степень дифференциации доходов естественна для зрелой рыночной экономики, однако избыточный разрыв воспринимается как несправедливость и служит источником социальной напряженности. Поэтому важнейшая задача — уменьшение материального неравенства. Как за счет более адресной и эффективной социальной политики, так – и в первую очередь – за счет возможности каждому зарабатывать, обеспечить себе достаточный уровень доходов.

Нефтегазовые доходы «протекают» внутрь экономики неравномерно. Увеличивать перераспределительные мощности государства уже некуда. Уверен – только по мере роста новых секторов, развития обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, современных транспортных и интеллектуальных услуг мы будем воспринимать нашу страну как более справедливую. Где каждый зарабатывает свои трудом и талантом.

Но тем, кто не может зарабатывать – или еще не работает – государство будет адресно помогать.

 



 

Читать также

Комментарии  

 
0 #3 RE: Владимир Путин: Строительство справедливости. Социальная политика для РоссииFEDOR 25.04.2012 08:34
Однако..Основа любого государства добрые,честные люди.И если в государстве нет законов при которых именно добрым людям жить честно было бы безопасно,легко,приятно и выгодно..то такое государство уничтожается изнутри.А кем?И кому Это выгодно?..Стоит подумать каждому,каждому из нас,лично.Ответы могут нам показать и Кто виноват и Что делать..Однако,всякие разные глистообразно-человекообразные паразиты в нашей стране,защищаясь от людей добрых ..начали разыгрывать националистические и религиозные карты.Что же,однако это джокер в их руках..Теперь Наш ход....Однако удачи нам всем!!!
 
 
+2 #2 целая отрасль без специалистов , почему ?salka10 25.02.2012 18:58
Ни для кого из нас не секрет, что все социальные проблемы, волнующие
сегодня российское общество, неразрывно связаны с экономическими
показателями уровня жизни в стране и каждом отдельном регионе в
частности.


Известные политические деятели в своих телевизионных выступлениях
постоянно говорят нам о том, что жизнь простых граждан в России
улучшается с каждым днем -растет заработная плата, пенсии и другие
материальные пособия, как грибы после дождя появляются национальные
проекты, направленные на повышение уровня жизни людей.
Как говорится, слушал бы и слушал. По словам политиков, мы уверенно
смотрим в будущее, с высоких трибун нам продолжают трубить о том, что
страна встала на устойчивый путь развития, а на самом деле жизнь простых
граждан приближается, чуть ли не к первобытнообщинным условиям.
Постоянный рост цен на коммунальные услуги, товары повседневного спроса,
жизненно необходимые медикаменты и продукты питания, просто разоряют
обычных людей, особенно тяжело пенсионерам, инвалидам, многодетным и
другим незащищенным слоям населения.


В связи со всем выше сказанным, возникает только один вопрос – почему
содержание официальных заявлений в средствах массовой информации заметно
отличается оттого, что происходит в реальности? И кто виноват в том, что
в нашей стране творится беспредел в здравоохранении, образовании,
жилищно-коммунальном хозяйстве, одним словом во всех жизненно важных
сферах деятельности.
Я уже давно, по долгу своей службы, занимаюсь социальными проблемами, и
каждый раз встречаясь со своими сослуживцами, воевавшими в горячих
точках, убеждаюсь в том, что наше государство не выполняет никаких
социальных обязательств перед теми категориями граждан, которые по
закону имеют право на дополнительное государственное обеспечение.
Каждому более или менее здравомыслящему человеку ясно одно - все
социальные проблемы неразрывно связаны с экономическими условиями жизни
в стране, а они у нас на данный момент времени далеко неблагополучные .
Проводя мониторинг социальной сферы, я задался вопросом: «Кто же
занимается законотворчеством в социальной сфере, кто пишет те социальные
программы, которые оказываются совершенно непригодными для нормальной
жизнедеятельности общества, к кому идут люди со своими проблемами?» И
столкнулся с тем, что в социальной сфере нет ни одного специалиста,
начиная от заместителей глав районов и заканчивая рядовыми сотрудниками.
Особенно в приёмной граждан. То есть решением социальных вопросов,
занимаются все, кому не лень, точнее не все, а «особы, приближенные к
императору и его подчиненным», которым повезло оказаться в нужное время
в нужном месте.
Президент РФ говорил, что даже дипломированные юристы безграмотные нам
не нужны - они могут привести к преступлению в обществе. А я задаю
вопрос президенту: "А если преступление перед обществом уже произошло?"
Почему прокуратура в один день не освобождает людей которые по своему
образованию находятся не на своих государственных должностях. Ведь если
в больнице работает врач без медицинского диплома - то это уголовное
дело. А то что в социальной сфере работают не специалисты то это дважды
уголовное дело, но прокуратура этого не замечает и ждёт почему то
указаний сверху.
Если говорить простым языком, то, ситуация с кадровыми вопросами в
социальной сфере такова – человек приходит к врачу, а его принимает
маляр штукатур, а самое интересное заключается в том, что главврач
разрешает ему работать в медицинском учреждении, идиотизм, да и только.
Даже в школе учитель физкультуры не может преподавать математику, если
бы такое где-нибудь произошло, директора школы сразу же сняли бы с
должности. Жители нашего города и области приходят со своими проблемами
к совершенно некомпетентным людям, которые не владеют элементарными
знаниями психологии, психокоррекции, психодиагностики, социальной
медицины, педагогики и многих других наук, необходимых для полноценной
работы с людьми. А те, кто имеет за плечами приличный багаж знаний и на
самом деле хочет помочь всем нуждающимся, остаются не у дел. Получается,
что в РФ вообще не нуждаются в специалистах, там бывшие ветеринары и
агрономы «успешно» занимаются социальными проблемами населения, а в
результате низкий уровень жизни, безработица, пьянство и высокий уровень
преступности во всех областных населенных пунктах.
попросту их уважать, ценить каждого из них и стараться сделать все
необходимое для того, чтобы люди жили в цивилизованном обществе, самых
современных и комфортных условиях. Поэтому, не надо забывать о том, что
все мы любим футбол и знаем как в него играть, а играют в него только
профессионалы и ни в коем случае не нужно доводить страну до того, что
одни будут летать на Луну на собственном корабле, а другие ходить в
лаптях и жить в землянках. И это не пустые слова, бедных пенсионеров и
инвалидов довели до того, что многие из них для того, чтобы раздобыть
деньги на пропитание, вынуждены просить милостыню прямо на улицах
города. Не позор ли это для великих реформаторов, которые довели людей,
создавших все материальные блага и ценности нашего общества, до
нечеловеческого состояния?
К сожалению, история двух последних десятилетий изобилует фактами
жестокого, бесчеловечного отношения к гражданам собственной страны.
Например, в начале 90-х, из-за созданных властью тяжелых экономических
условий, ознаменовавшихся банкротством промышленных предприятий,
массовой безработицей, резкой сменой идеологии и многими другими
отрицательными явлениями в жизни общества, многие оказались у последней
черты, 47 тысяч человек покончило жизнь самоубийством, и никто не понес
за это никакой ответственности. Этот факт, на наш взгляд, красноречивее
всяких слов говорит нам о том, что социальное оружие является самым
страшным изо всех орудий на земле, когда стреляют из автомата, смерть
приходит мгновенно, а если людей медленно расстреливают посредством
антинародных программ и законов, думая только о собственном
благополучии, это намного бесчеловечнее и страшнее.

Владимир Ющенко
 
 
0 #1 RE: Владимир Путин: Строительство справедливости. Социальная политика для Россиийааазь 17.02.2012 09:40
Путин чмо! инфа 100%
 
Будущая РОССИЯ – заветная Мечта любого Землянина! ©2011—2012