Home ИНТЕРЕСНО !!! Владимир Путин: Строительство справедливости. Социальная политика для России - Страница 4
Индекс материала
Владимир Путин: Строительство справедливости. Социальная политика для России
Социальное измерение экономики
Пенсии и социальная помощь
Образование и культура
Сохранение человека. Жилье.
Среда обитания. Сбережение России.
Все страницы

 

Образование и культура

Наша система образования и воспитания должна отвечать вызовам нового времени. При этом мы не будем отказываться от своего главного достижения – доступности образования. Но мы испытываем серьезные проблемы с качеством образования.

В качестве первоочередных национальных задач вижу следующие.

Первое. В течение ближайших четырех лет ликвидировать очереди в детские сады. В том числе — за счет расширения мест в семейных, негосударственных, корпоративных детских садах. Надо пересмотреть САНПИНы, которые сегодня мешают развитию таких форм, приблизить детские дошкольные учреждения к местам проживания детей. Надо включить организаторов и педагогов негосударственных детских садов в систему финансовой и методической поддержки со стороны муниципальных бюджетов.

Второе. Обеспечить социальное равенство в получении образования. Мы уже привыкли к тому, что отбор детей в престижные школы (и соответствующая конкуренция их родителей) начинается с первого класса. При этом в ряде наших крупных городов образовались группы школ с устойчиво низкими результатами обучения. В таких школах почти нет отличников, участников олимпиад, но много детей с трудностями в обучении, с неродным русским языком, с девиантным поведением. Школа перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию.

Дети не должны быть заложниками социального или культурного статуса своих семей. Если школы работают в трудных социальных условиях, то и они, а не только гимназии и лицеи, работающие, как правило, с благополучными детьми, должны получать специальную поддержку – и методическую, и кадровую, и финансовую.

Третье. За последние десятилетия система дополнительного образования детей потеряла значительную часть своих кадровых и финансовых ресурсов. Кружки и секции сегодня посещает только половина школьников, и только четверть – бесплатно. Сильной деформации подверглась традиционно значимая сфера социализации – детский спорт. Число спортивных школ и секций растет, но часто они ориентированы только на перспективы перехода в «большой спорт». Это порождает раннюю селекцию и отсев детей.

Необходимо вернуть систему дополнительного образования в сферу ответственности государства – на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета. Оплату педагогов дополнительного образования, уровень квалификации которых сопоставим с учительским (включая спортивные школы и школы искусств) надо поэтапно довести до уровня зарплаты учителей общеобразовательной школы. В результате этих мер мы рассчитываем к 2018 году увеличить долю школьников, вовлеченных в дополнительные программы, до 70-75 процентов, в том числе, не менее 50 процентов — на бесплатной основе.

Четвертое. Предстоит серьезное обновление программы и методов работы школы, где мы – надо признать – серьезно отстали. Новые стандарты старшей школы должны обеспечить доступность для каждого школьника 5-6 профилей обучения, соответствующих склонностям и жизненным планам подростков.

Надо развивать наши сильные стороны. У нас в стране – традиционно сильные математические школы в университетах и РАН. Мы можем поставить задачу сделать наше школьное математическое образование через десять лет лучшим в мире. Это даст нашей стране серьезные конкурентные преимущества.

Пятое. Пора навести порядок в стипендиальном обеспечении. Стипендия для тех, кому она реально необходима, кто без нее не сможет продолжать образование (и кто, разумеется, хорошо учится) – должна достигнуть прожиточного минимума студента. На сегодняшний день это означает прибавку к стипендии в размере 5 тыс. рублей в месяц. По крайней мере, на первых курсах обучения, когда студент основное время должен уделять учебе, а не отвлекаться на подработки. За всем этим должны следить сами студенческие коллективы – студенты знают, как живут их товарищи, их трудно будет обмануть подложными справками. При этом мы, безусловно, продолжим практику выделения именных стипендий и спецгрантов для тех, кто показывает выдающиеся результаты в учебе и научной работе.

Шестое. Мы будем продолжать совершенствовать систему единого государственного экзамена. В последнее время ее часто критикуют, и во многом справедливо – есть претензии и к прозрачности проведения ЕГЭ в ряде регионов, и к тому, насколько сам он отражает способности и знания выпускника школы. Надо методически и организационно обновить ЕГЭ, привлекать к контролю за проведением экзамена общественных независимых наблюдателей, защитить от злоупотреблений и искажений и при этом – сохранить его несомненные достоинства, рациональное зерно. Имею в виду – принцип независимой оценки качества образования детей и работы школьных педагогов. И главное – возможность для ребят из сельской местности, из отдаленных территорий, из семей с разным уровнем достатка – продолжить обучение в лучших региональных и федеральных университетах.

Седьмое. Нельзя согласиться с теми, кто предлагает снизить прием в вузы, чтобы большинство молодых людей ограничивались обучением в техникумах или в системе профобразования. Эти предложения не учитывают настроя молодежи, причем настроя конструктивного, ценного для общества. Вместе с тем, мы не можем сохранять положение, когда выпускник вуза заведомо не находит (а часто и не ищет) работы по профилю подготовки и идет работать туда, где ему заново приходится овладевать знаниями и навыками. Причина этого – несоответствие структуры бюджетных мест и реальных потребностей рынка труда. Абитуриенты видят это несоответствие – поэтому на «избыточные» бюджетные места поступают те, кто не собирается работать по специальности — а часто и не имеет для этого минимальной подготовки. Когда больше половины студентов очного обучения, начиная с третьего курса, учатся урывками, потому что вне связи с будущей профессией работают где-то практически на полную ставку — это значит, что мы неэффективно используем до четверти бюджетных средств, направляемых в высшее образование – больше 100 миллиардов рублей в год.

Надо вернуть престиж и высокое качество российского высшего образования. Неприемлемо, когда мы зачисляем на бюджетные места (в том числе в сложных инженерных вузах) таких абитуриентов, которые по уровню своих знаний просто не смогут учиться по выбранной специальности. Надо создать такую систему, при которой поступать на бюджетные места будут в основном те, кто имеет отличные и хорошие результаты по профильным предметам или являются победителями предметных олимпиад.

Программы обучения в их прикладной части должны формироваться при непосредственном участии объединений работодателей. Мы – вместе с другими развитыми странами — уже нашли оптимальную форму подготовки профессионалов, владеющих прикладными компетенциями. Это прикладной бакалавриат, соединяющий базовое фундаментальное образование с получением востребованной на рынке конкретной квалификации. Теперь необходимо последовательно его развивать. К 2018 году доля прикладных бакалавров должна составить не менее 30-40 процентов выпуска наших вузов.

Восьмое. Надо навести элементарный порядок в системе высшего образования. На рынке существует большое количество вузов (в том числе государственных), которые прямо нарушают право человека на получение добротных знаний. Рособрнадзор действует в этом отношении неэффективно. Предлагаю в 2012-2014 гг. силами наших ведущих университетов с привлечением ученых РАН и международных экспертов провести аудит всех образовательных программ высшего профессионального образования. В первую очередь – по экономике, юриспруденции, управлению, социологии.

Вузы, которые потеряли рынок труда для своих выпускников, которые не ведут серьезных исследований, будут присоединены к сильным университетам со сложившимися коллективами и традициями. Этот процесс уже стартовал. Государство выделит дополнительные средства на восстановление научных школ и на необходимую дополнительную подготовку студентов «присоединенных» вузов.

Девятое. Восстановить престиж и актуальность обучения прикладным квалификациям. Привязать их к конкретным технологиям, представленным на рынке. И обучение вести, как правило, на базе полноценного среднего образования, получаемого в школе. В этом случае потребуется не 3-4 года, как сейчас, а не больше года, а иногда и полгода. Зато это будет действительно напряженный учебный труд – на реальных рабочих местах, с лучшими профессионалами в качестве наставников. И получать такую подготовку человек сможет не раз в жизни, а по мере необходимости, столько раз, сколько нужно. Создавать такие центры будем совместными усилиями государства и работодателей. Профлицеи и колледжи станут многопрофильными центрами, где проводится обучение по широкому набору таких программ. Разумеется, делать это надо осторожно, не ломая сложившихся форм там, где они работают эффективно и люди ими довольны.

Инвестиции в образование станут нашим ключевым бюджетным приоритетом. Ведь это не только подготовка кадров для экономики, но и важнейший фактор социального развития общества, формирования объединяющих нас ценностей. В этом отношении роль образования смыкается с ролью культуры.

Надо признать, — в прошедшее десятилетие внимание к развитию культуры было недостаточным. Нас успокаивали, с одной стороны, растущий платежеспособный спрос на посещение концертов и театров, а с другой – широкое распространение интернета, в котором неплохо представлены, в том числе, вполне достойные культурные блага. Разумеется, государство, со своей стороны, стимулировало художественное творчество и поддерживало музеи, библиотеки и другие учреждения культуры. Но масштабы такого рода активности отставали от роста коммерческой составляющей в сфере досуга. Излишне коммерциализированными (а многие говорят прямо – пошлыми) стали и программы федеральных телеканалов.

В результате мы видим «расходящиеся ножницы» поддержки и потребления культуры: по сравнению с 1990 годом число музеев и театров выросло, а количество их посещений – упало.

Было бы неправильно административными методами подавлять коммерчески ориентированную активность в этой сфере. В конце концов, люди голосуют своими деньгами. Однако миссия культуры, искусства никак не ограничивается этими рамками, и государство вместе с меценатами призвано создавать необходимые условия для реализации этой миссии.

Первое. Необходимо обеспечить широкий, без каких-либо ограничений, доступ каждого гражданина к национальным и мировым культурным ценностям. Государство поддержит формирование публичных электронных библиотек, музейных и театральных интернет-ресурсов, будет приобретать права на бесплатное размещение в интернете выдающихся фильмов и спектаклей.

Второе. Культурные практики должны вернуть себе ключевое место в организации досуга людей. Мы будем развивать систему самодеятельного художественного творчества – начиная со школы, где необходимо предусмотреть позицию организатора детского творчества (которым в каждом данном случае может быть режиссер, художник, хореограф или музыкант) и выделить другие необходимые ресурсы. Важно, чтобы дети уже в школе приобщались к национальной культуре народов России.

В крупных и средних городах будет развиваться практика, когда музеи работают допоздна. «Ночи музеев» успешно проходят в Москве, в других наших городах.

Особое внимание государство будет уделять работе музеев, театров, библиотек и творческих клубов в малых городах. Сейчас там наибольший дефицит культурного досуга. Министерству культуры вместе с руководителями регионов надо создать – и широко обсудить с интеллигенцией – проект государственной программы развития культуры в малых городах.

С учетом того, что значительная часть музейных ценностей находится в запасниках, а не выставочных залах – надо создать передвижной фонд наших национальных музеев, который наполнит галереи малых и средних городов России, даст возможность многим людям прикоснуться к высокой культуре.

Третье. Будет расти финансирование системы грантов, предоставляемых на конкурсной основе деятелям искусства и художественным коллективам, в том числе молодежным. Надо перенять практику приглашения молодых деятелей искусства из разных стран – предоставления им стипендий, условий для творчества и общения друг с другом. Такие международные центры есть во многих городах Европы – и вносят большой вклад не только в качество культурной среды, но и в распространение в мире национальной культуры. В свою очередь, мы будем расширять стипендиальные программы и для молодых российских деятелей искусств – давая им возможность поработать в новых для себя городах и регионах.

Четвертое. Цифровое телевидение дает возможность создать общенациональные специализированные каналы. Нам нужно иметь каналы, посвященные классической музыке, театру, изобразительному искусству и архитектуре, «литературный» и «исторический» каналы. И, конечно, несколько каналов «детской классики» для каждого возраста.

 



 

Читать также

Комментарии  

 
0 #3 RE: Владимир Путин: Строительство справедливости. Социальная политика для РоссииFEDOR 25.04.2012 08:34
Однако..Основа любого государства добрые,честные люди.И если в государстве нет законов при которых именно добрым людям жить честно было бы безопасно,легко,приятно и выгодно..то такое государство уничтожается изнутри.А кем?И кому Это выгодно?..Стоит подумать каждому,каждому из нас,лично.Ответы могут нам показать и Кто виноват и Что делать..Однако,всякие разные глистообразно-человекообразные паразиты в нашей стране,защищаясь от людей добрых ..начали разыгрывать националистические и религиозные карты.Что же,однако это джокер в их руках..Теперь Наш ход....Однако удачи нам всем!!!
 
 
+2 #2 целая отрасль без специалистов , почему ?salka10 25.02.2012 18:58
Ни для кого из нас не секрет, что все социальные проблемы, волнующие
сегодня российское общество, неразрывно связаны с экономическими
показателями уровня жизни в стране и каждом отдельном регионе в
частности.


Известные политические деятели в своих телевизионных выступлениях
постоянно говорят нам о том, что жизнь простых граждан в России
улучшается с каждым днем -растет заработная плата, пенсии и другие
материальные пособия, как грибы после дождя появляются национальные
проекты, направленные на повышение уровня жизни людей.
Как говорится, слушал бы и слушал. По словам политиков, мы уверенно
смотрим в будущее, с высоких трибун нам продолжают трубить о том, что
страна встала на устойчивый путь развития, а на самом деле жизнь простых
граждан приближается, чуть ли не к первобытнообщинным условиям.
Постоянный рост цен на коммунальные услуги, товары повседневного спроса,
жизненно необходимые медикаменты и продукты питания, просто разоряют
обычных людей, особенно тяжело пенсионерам, инвалидам, многодетным и
другим незащищенным слоям населения.


В связи со всем выше сказанным, возникает только один вопрос – почему
содержание официальных заявлений в средствах массовой информации заметно
отличается оттого, что происходит в реальности? И кто виноват в том, что
в нашей стране творится беспредел в здравоохранении, образовании,
жилищно-коммунальном хозяйстве, одним словом во всех жизненно важных
сферах деятельности.
Я уже давно, по долгу своей службы, занимаюсь социальными проблемами, и
каждый раз встречаясь со своими сослуживцами, воевавшими в горячих
точках, убеждаюсь в том, что наше государство не выполняет никаких
социальных обязательств перед теми категориями граждан, которые по
закону имеют право на дополнительное государственное обеспечение.
Каждому более или менее здравомыслящему человеку ясно одно - все
социальные проблемы неразрывно связаны с экономическими условиями жизни
в стране, а они у нас на данный момент времени далеко неблагополучные .
Проводя мониторинг социальной сферы, я задался вопросом: «Кто же
занимается законотворчеством в социальной сфере, кто пишет те социальные
программы, которые оказываются совершенно непригодными для нормальной
жизнедеятельности общества, к кому идут люди со своими проблемами?» И
столкнулся с тем, что в социальной сфере нет ни одного специалиста,
начиная от заместителей глав районов и заканчивая рядовыми сотрудниками.
Особенно в приёмной граждан. То есть решением социальных вопросов,
занимаются все, кому не лень, точнее не все, а «особы, приближенные к
императору и его подчиненным», которым повезло оказаться в нужное время
в нужном месте.
Президент РФ говорил, что даже дипломированные юристы безграмотные нам
не нужны - они могут привести к преступлению в обществе. А я задаю
вопрос президенту: "А если преступление перед обществом уже произошло?"
Почему прокуратура в один день не освобождает людей которые по своему
образованию находятся не на своих государственных должностях. Ведь если
в больнице работает врач без медицинского диплома - то это уголовное
дело. А то что в социальной сфере работают не специалисты то это дважды
уголовное дело, но прокуратура этого не замечает и ждёт почему то
указаний сверху.
Если говорить простым языком, то, ситуация с кадровыми вопросами в
социальной сфере такова – человек приходит к врачу, а его принимает
маляр штукатур, а самое интересное заключается в том, что главврач
разрешает ему работать в медицинском учреждении, идиотизм, да и только.
Даже в школе учитель физкультуры не может преподавать математику, если
бы такое где-нибудь произошло, директора школы сразу же сняли бы с
должности. Жители нашего города и области приходят со своими проблемами
к совершенно некомпетентным людям, которые не владеют элементарными
знаниями психологии, психокоррекции, психодиагностики, социальной
медицины, педагогики и многих других наук, необходимых для полноценной
работы с людьми. А те, кто имеет за плечами приличный багаж знаний и на
самом деле хочет помочь всем нуждающимся, остаются не у дел. Получается,
что в РФ вообще не нуждаются в специалистах, там бывшие ветеринары и
агрономы «успешно» занимаются социальными проблемами населения, а в
результате низкий уровень жизни, безработица, пьянство и высокий уровень
преступности во всех областных населенных пунктах.
попросту их уважать, ценить каждого из них и стараться сделать все
необходимое для того, чтобы люди жили в цивилизованном обществе, самых
современных и комфортных условиях. Поэтому, не надо забывать о том, что
все мы любим футбол и знаем как в него играть, а играют в него только
профессионалы и ни в коем случае не нужно доводить страну до того, что
одни будут летать на Луну на собственном корабле, а другие ходить в
лаптях и жить в землянках. И это не пустые слова, бедных пенсионеров и
инвалидов довели до того, что многие из них для того, чтобы раздобыть
деньги на пропитание, вынуждены просить милостыню прямо на улицах
города. Не позор ли это для великих реформаторов, которые довели людей,
создавших все материальные блага и ценности нашего общества, до
нечеловеческого состояния?
К сожалению, история двух последних десятилетий изобилует фактами
жестокого, бесчеловечного отношения к гражданам собственной страны.
Например, в начале 90-х, из-за созданных властью тяжелых экономических
условий, ознаменовавшихся банкротством промышленных предприятий,
массовой безработицей, резкой сменой идеологии и многими другими
отрицательными явлениями в жизни общества, многие оказались у последней
черты, 47 тысяч человек покончило жизнь самоубийством, и никто не понес
за это никакой ответственности. Этот факт, на наш взгляд, красноречивее
всяких слов говорит нам о том, что социальное оружие является самым
страшным изо всех орудий на земле, когда стреляют из автомата, смерть
приходит мгновенно, а если людей медленно расстреливают посредством
антинародных программ и законов, думая только о собственном
благополучии, это намного бесчеловечнее и страшнее.

Владимир Ющенко
 
 
0 #1 RE: Владимир Путин: Строительство справедливости. Социальная политика для Россиийааазь 17.02.2012 09:40
Путин чмо! инфа 100%
 
Будущая РОССИЯ – заветная Мечта любого Землянина! ©2011—2012